Ветер, море, паруса

Яхты, море, парус, путешествия. Sailing, sea, travelling, cruising

2004 год. Как мы выбирали и покупали лодку

Какой должна быть наша лодка? Очень сложный вопрос. Пока мечталось абстрактно, я не задумывался об этом, ясно было что это должна быть парусная яхта. Однако, при более конкретном рассмотрении, оказалось что - «парусная яхта» - это слишком обще, слишком уж они разные и сделать выбор не так легко. Какая лодка больше подходит для дальних плаваний?

Единственное в чём у меня не было сомнений, так это, что купить новую яхту мне не по карману. То есть, лодка, которая должна будет нести меня по морям и океанам, сейчас принадлежит кому то другому.

Размеры, длинна яхты:

Теоретически (и практически тоже) можно обойти вокруг света на лодке длинной три с половиной метра, как это сделали Серджо Теста и Евгений Гвоздев. Но, они путешествовали в одиночку, а я собираюсь отправиться с женой. Я не собираюсь устанавливать рекордов или что-то кому-то доказывать и хотелось бы иметь минимум удобств. Ясно, что чем лодка длиннее, тем больше комфорта, но цена её при этом растёт в кубической зависимости. Причём не только цена покупки, но и стоимость эксплуатации и просто содержания. Прочитав всё что только возможно о морских бродягах я пришёл к выводу, что для меня с моей милой золотой серединой будет лодка двадцать семь – тридцать футов ( 8,25 – 9 метров).

Тип лодки:

Мне нравятся классические старомодные лодки - тяжёлый корпус, длинный киль, устойчивый на курсе, прочный и мореходный (так говорят знающие люди). Ещё не так давно для тех кто ходил на яхте далеко и на долго это был практически обязательный выбор. Сегодня говорят, что эти лодки неповоротливы и тихоходны, и что современные лёгкие корпуса не менее надёжны, но я не совсем в этом уверен. Если путешествуешь под парусом, торопиться нет никакого смысла. Если нужно быстро попасть из точки А в точку В, лучше купить билет на самолёт или скоростной паром, ведь расстояние, которое проходит за день даже самая быстрая круизная лодка, автомобиль, к примеру, проезжает за пару часов. Как сказал кто-то из великих китайцев – для настоящего путешественника важна не цель, а само путешествие. Конечно и мне не чуждо естественное человеческое желание, чтобы моя лодка (автомобиль, лошадь, самолёт) были быстрее других, просто я считаю, что лодка должна быть в первую очередь мореходной, прочной и надёжной, если же при этом она ещё и сможет конкурировать с другими в скорости – тем лучше, хотя чаше всего приходится жертвовать одними качествами в пользу других. Главное чувствовать себя уверенно если вдруг неожиданно ветер начнёт свистеть в такелаже сильнее чем ожидалось и волны вырастут до краспиц. Как бы не старались метеорологи, рано или поздно это случится. И ещё - длинный киль, это единое целое с корпусом, рельефный выступ на днище лодки а не прикрученный к нему на болтах плавник и если случиться стукнуться им о мель или риф, у такой лодки шансов остаться невредимой или отделаться мелкими неприятностями гораздо больше. Тонкий плавник конечно эффективнее, в смысле гидродинамики, но случается, что они отламываются просто посреди моря, даже без ударов о дно, сообщения о таких случаях периодически появляются в печати. Тут поговорку «Тише едешь – дальше будешь» я бы применил безо всякого сарказма и упоминания «того места куда едешь»

Манёвренность..? Есть такая проблема у длиннокилевых лодок. Задним ходом они вообще не управляются. В средиземноморских маринах очень тесно, но как то люди швартуются и на таких лодках, значит и я освою.

Материал корпуса...? В этом вопросе среди авторитетов тоже нет единства мнения. Кто-то предпочитает металл. Бернар Муатисье, после двух кораблекрушений, не представлял свою лодку из иного материала чем сталь. Стальные лодки очень прочные, их просто ремонтировать и цены приемлемые (относительно). Но ржавчина... Алюминий лёгок, долговечен, прост в обслуживании, но дорого. Дерево – благородный материал, но его обслуживание, это целое искусство. Стеклопластик тоже не идеален - хрупок, подвержен осмосу. Но я, почему то, сразу же решил что он мне подходит, и другие варианты почти не рассматривал. Лишь иногда, просматривая объявления, останавливался на стальных лодках, привлекала цена.

И вот, пользуясь такими ненаучными и даже не очень логическими критериями, я искал в интернете и прессе лодку. У меня сложился такой её портрет: длина .27...29 футов (это примерно от 8 метров до 8,7 ), стеклопластиковая, длинный киль, цена до восемнадцати тысяч. Почему не двадцати и не пятнадцати? Не знаю, но восемнадцати тысяч на данный момент у меня тоже не было.

Из того что предлагалось на продажу, данному образу соответствовало не не так уж и много. Чаще всего попадались и вызывали больше всего симпатий Альбин Веги. Ровно двадцать семь футов, шведский проект. В шестидесятых годах они пользовались огромным успехом и их выпустили больше трёх с половиной тысяч, что для яхты совершенно невозможный тираж. И цены на них указывались в пределах от 9 до 18 тысяч. Ещё в данной ценовой категории попадались: Bianca 27, Almadira (Италия), Ranger 29, Halcyon 27. Изредка Great Dane 28 или Contest 27. Большая часть хороших предложений были из Германии, Голландии, Швеции. В Италии лодки страшно дорогие.

Albin Vega 27
Halcyon 27

Дорогие в Италии не только лодки, но и всё, что с ними как нибудь связано. В приоритетной шкале ценностей итальянского обывателя парусная, или вообще любая лодка, находится в самом конце. То есть, по общепринятому мнению, приобретает их тот, у кого всё остальное уже есть (с жиру бесится). Соответственно и отношение ко всем яхтовладельцам, как к денежным мешкам, которых надо заставить поделиться богатством. В посёлке Бокка Ди Магра (2003 год) я спрашивал, во сколько может обойтись хранение лодки на берегу. Это не была марина или шикарный яхт-клуб, просто огороженный участок земли, на котором тут и там в беспорядке стояли яхты. Хозяин назвал цену – две с половиной тысячи. Когда же я посетовал, что дорого, он философски заметил:

- Если лодку купил, то деньги у тебя должны быть.

Было понятно, что представить человека купившего яхту на последние он не может.

Поэтому, приобрести судно – это пол дела. Ведь нужно его где то хранить, ремонтировать, платить обязательную страховку. Журнал «Болина» (Бейдевинд по-русски), произвёл подсчёты затрат на содержание парусных яхт. На лодку примерно девять метров, у них получилось около шести тысяч в год. Цифра не очень обнадёживающая, таких расходов я не потяну. А ещё штрафы на море в Италии на порядок выше дорожных и измеряются, преимущественно, в тысячах евро.

Вот и мечтал я пол жизни о лодке, и вроде бы даже старался делать всё возможное для осуществления мечты, но обстоятельства не давали никакой возможности. Никаких сроков себе не назначал, и всё откладывал на неопределённое будущее.

Лето 2004 года в Италии выдалось очень жарким. Духота стояла страшная. Как обычно, в августе деловая жизнь здесь замирает. Всё закрывается: заводы, фабрики, магазины, рестораны, бары. Итальянцы, видимо повинуясь инстинкту, все как один, отправляются на море. Закрылась на две недели и дающая мне работу “SACMI Filling”. Как раз в августе у нас гостила наша младшенькая – Маша. Вынужденный отпуск нужно было как то использовать, и я, предложил съездить – угадайте куда? ...Правильно – на море. Но тут моя супруга неожиданно заявила, что не желает валяться на пляже и предложила прокатиться по Европе, в частности съездить в Голландию, где в изобилии водятся Альбин Веги и другие замечательные лодки с замечательными ценами. Нужно поехать и посмотреть на них «живьём» а не в интернете. Замечательная идея. Собрались мы моментально, загрузили в багажник палатку, одеяла, немного барахла и отправились на север. Заехали на день, вернее на вечер и ночь к родственникам в Германию, а днём позже были уже в Амстердаме.

Ну, конечно, первым делом туристическая программа. Очень необычный город. Каналы, как в Венеции, только намного шире. Плавучие дома. Чаще всего переоборудованные суда, или что то вроде дебаркадера. На берег переброшен трап, возле него почтовый ящик, припаркован велосипед, пришвартован тузик, на окнах- иллюминаторах шторки, кругом цветочки, а иногда, даже плавучий садик. Огромное количество велосипедов. Такое количество двухколёсного транспорта я видел только в Китае.

Амстердам нам очень понравился, всем троим, как и вся страна в целом. Ветряные мельницы – символ Голландии, здесь действительно присутствуют в больших количествах. Повсюду здесь зелёные поля и каналы. Когда морское судно идёт по такому каналу, кажется что оно плывёт прямо по полю.

Заборами голландцы свои дома не огораживают и, часто, даже штор на окна не вешают. Домики у них такие небольшие, аккуратненькие, а окна огромные, как витрины магазинов и вся их вечерняя частная жизнь на виду. Очень необычная страна.

Переночевали в кемпинге, недалеко от столицы и поутру отправились искать марину, в которой, если верить интернету, имелся экземпляр Альбин-Веги на продажу. Марины в Голландии тоже совсем не похожи на итальянские. Нет заборов и нет калиток, которые открываются только посвящёнными с помощью персонального ключа. Охраны тоже нет - вход свободный. Лодок очень много, а людей мало, так как будний день. В офисе мы встретили пожилого джентльмена и попросили его показать интересующую нас лодку, на что он выдал нам ключи и ткнул пальцем в окно, указывая где находится объект наших мечтаний. Сопровождать он нас не собирался.

И вот – лодка, которую я столько раз видел на мониторе компьютера. Первое впечатление – какая то неказистая. Может быть потому что неухоженная? Корпус белый в грязноватых разводах, палуба «дышит» под ногами – расслоился сандвич. Внутри тесновато, электропроводка висит «соплями», двигатель чёрный. Смотрю я на всё это и чувствую, что Вега мне не нравится. Пытаюсь найти этому оправдание, представить себе, как бы она выглядела если привести всё в порядок. А Марина почти сразу вышла и дожидалась меня на мостках. Когда я, в растерянных чувствах вылез наружу, она в категорической форме заявила: «Мне не нравится.», и сразу предложила посмотреть лодку побольше.

Мы взяли ключи от других двух лодок. Спустились в каюту первой – это был легендарный Дюфур Арпэж – и жена сразу же сказала: «Это мой размерчик, давай купим её.». Действительно, здесь было уютно и просторно, но стоил этот комфорт двадцать две тысячи евро, да и Арпэж хоть и известная лодка, но не соответствовал моим, сугубо теоретическим, представлениям об идеальном судне морского бродяги, приобретённым годами копаний в книгах и интернете.

Результатом наших первых смотрин было то, что мы подняли планку минимальной длины корпуса с двадцати семи до тридцати футов.

Следующую лодку мы смотрели уже в Бельгии, в небольшом порту с труднопроизносимым названием. Это был Морган 30. Старенький, конечно, но красивый. Предел мечтаний – длинный киль, обводы корпуса прямо притягивают глаз. Внутри - носовая каюта обновлена, оклеена виниловой плёнкой нежно салатового цвета, а остальное всё довольно обшарпанное. Но мне очень понравилась планировка – камбуз вдоль правого борта, а по левому П-образный диванчик со столом, который опускается и превращает всё в двуспальный диван. Электроники нет никакой, но в целом производит впечатление крепкой и надёжной посудины. Брокер говорит, что предыдущий хозяин ходил на ней в Америку. Но...супруга выносит вердикт – не нравится. Я, конечно, не согласен, но не спорю, всё таки Бельгия от Италии далековато, да и поиски мы только начали. Взяв, на всякий случай, все координаты брокерской конторы, мы отправились дальше, в Антверпен.

Антверпен – город довольно большой и красивый, и конечно заслуживает, чтобы потратить на его осмотр день, даже если туристы такие узко заинтересованные как мы. Весь день мы пробродили среди дворцов и церквей, кафе, ресторанов, шумной толпы. Очень устали, а вечером попали под сильный дождь и вымокли до нитки. Добрались до нашей машины, припаркованной недалеко от гавани, перекусили бутербродами и поехали искать ночлег, то есть кемпинг. Ближайший оказался прямо в черте города. Когда поставили палатку и переоделись в сухое, было ещё светло. Совсем рядом из за полосы деревьев возвышался ещё один лес, из мачт. Вечер был тихий и мы опять решили прогуляться. Здесь тоже была яхтенная гавань и тоже не было забора. Лодки стояли на воде и на суше, на некоторых были видны таблички – “TE COOP”, что значит – продаётся. Ещё издалека я отметил изящный силуэт двухмачтовой лодки и мы пошли посмотреть поближе. Это был Нантакет Клиппер. Длинный киль, вогнутый, как у старинных клипперов, штевень (он так и называется клиппер-штевень), бушприт и две мачты, вооружение – иол. И он продаётся. Такой парусник совсем не ассоциируется с регатами, парусными гонками по треугольнику - не для этого он создан. Я ходил вокруг, трогал борта, а в голове у меня плыли сказочные видения – невозможно синие тёплые моря, атоллы, отороченные венчиками кокосовых пальм, солнце, садящееся в воду. Мечта, глянцевой открыткой, встала перед глазами, и я, в первый раз почувствовал, что созрел купить яхту, несмотря на все разумные доводы утверждающие, что не могу себе этого позволить.

Nantucket-Clipper

- Красивая - прервала мои мечтания Марина.

-Да ведь внутри она тебе не понравится - сказал я. Клиппер, хоть и имеет общую длину почти десять метров, точнее девять шестьдесят шесть, но сам корпус чуть больше восьми. Бушприт, и этот самый, романтичный клиппер-штевень, очень удлиняют его.      На табличке адрес брокерской конторы “INDUMAR”, она находилась неподалёку. На следующий день в восемь тридцать утра мы уже стояли у её дверей. На своём ограниченном английском я объяснил, что нас интересует Клиппер и хотелось бы посмотреть его внутри. Бельгийский брокер, также как и его голландский коллега не имел намерений сопровождать нас, а просто выдал ключи.

Залезть на борт оказалось не так легко, лесенки не было. В конце концов я взобрался по кильблоку и втянул наверх Марину. Сверху и внутри клиппер выглядел вполне прилично и, вопреки моим ожиданиям, понравился жене. Он нравился нам обоим. Две мачты, конечно не очень практично, больше такелажа, парусов. Низкий бизань гик выдаётся за корму, значит проблемно будет установить ветровой авторулевой. Большая общая длинна – это высокая плата за стоянку в марине. Но очень красив. Брокер сказал, что хозяин лодки, только в прошлом году, потратил больше пяти тысяч евро на её ремонт и оборудование, что подтверждалось соответствующим счётом. Но, сам он, бедолага, угодил в психушку и теперь его мать и брат продают лодку. Мне подумалось не они ли его туда упекли, чтобы не тратил деньги на баловство? Просили за Клиппер семнадцать тысяч пятьсот евро. Чтобы купить его, нужно заплатить залог – десять процентов, подписать контракт и назначить, согласовав с брокером, день приёмки. После проверки на соответствие контракту, то есть приёмки, заплатить остальное и можно владеть. Перерегистрировать необязательно, можно ходить под бельгийским флагом. Держать лодку прямо в этой марине на суше будет стоить всего пятьсот евро в год - если нет своего кильблока, если есть - то дешевле.

Мы запаслись фотокопиями документации по клипперу, тарифами услуг марины и, в возбуждённом состоянии продолжили наше путешествие. Теперь мы ехали по Франции по морскому побережью в сторону Ла Манша.

Несмотря на то, что яхт во Франции великое множество, мы проехали по всему побережью просто как туристы, не посмотрев ни одной. То необходимо было назначать встречу с брокером заранее, то не было на продажу ничего подходящего, или было, но дорого. После Гавра повернули в сторону Италии, отпуск заканчивался.

Однако, вернувшись в Италию мы уже не могли остановиться, нас охватила лихорадка поиска. В выходные поехали с Мариной в Империю, посмотрели две лодки – Нью Рейнджер 29 и кеч Вагабонд 33. В другие выходные я даже ездил в Хорватию в Сплит. Там один поляк продавал совсем дёшево Тирена 30. Но всё было не то: Рейнджер, хоть и длинный киль, но, выше ватерлинии осовременен и какой то безликий, Вагабонд очень большой и его дизель, к тому же неисправный, в пятьдесят лошадиных сил кажется просто огромным, Тирена – симпатичная лодка, но в ужасном состоянии, хоть поляк и утверждал обратное. Поэтому, я по прежнему копался в интернете и, совершенно случайно, на французском сайте мне попался Контест 30, построеный в1968 году на верфи – Alkmaar. Просили за него всего четырнадцать тысяч. Контест имеет очень хорошую репутацию, поэтому я списался по электронке с брокером и мы назначили на ближайшую субботу на три часа дня встречу в порту Pin Rolland на Лазурном Берегу Франции. Это недалеко от Тулона.

Чтобы наверняка не опоздать, выехали в пятницу вечером, сразу после работы. Заночевали в Империи, прямо в машине на стоянке грузовиков на самом берегу моря. Рано утречком сварили кофе на костерке на прибрежных валунах, пропахли слегка дымом и по холодку тронулись. Границу между Италией и Францией можно заметить только по дорожным знакам. Дороги во Франции такие же хорошие и такие же дорогие как в Италии. До Тулона добрались быстро и без проблем, сложнее было найти маленький порт Pin Rolland. Штурман из Марины не очень... Мы немного покружили по французским городам и весям, но всё таки прибыли на место за час до назначенного времени. Продавца пока не было и мы пошли посмотреть марину и сразу же, среди множества лодок на воде и на берегу, нашли «свою», несмотря на то, что её подводная часть была перекрашена в чёрный цвет, а на фотографиях в интернете была оранжевой. Конечно, Контест не так элегантен, как клиппер. У него высокая рубка, очень мощный киль и руль подвешен на скеге. Выглядит довольно внушительно и надёжно.

Наконец приехал француз, чем то похожий на Пьера Ришара. Он принёс лестницу и мы все полезли на борт, смотреть лодку изнутри. Там она оказалась точно такой как на фотографиях с сайта. Если снаружи возраст давал о себе знать, то внутри не верилось, что всему этому больше тридцати лет. Переборки и шкафчики сияли лаком, дизель чистенький, новый, хотя какой то неизвестной марки, электроника – лаг, эхолот “Navman” с репитером в кокпите – свежие, старенькая УКВ радиостанция, подвесной моторчик для тендера и много всякого барахла в рундуках. Только электропроводка безобразная, но это, видимо, очень распространённый недостаток, на всех лодках, что мы смотрели раньше, было то же самое. Марина сразу же стала намекать, что ей «корабль» нравится. А меня охватил какой то мандраж, потому что мне тоже он нравился. Страшновато было решиться на покупку, но не было никакой «отмазки», чтобы отказаться или отложить. Ещё минут сорок с умным видом я что то осматривал, куда то заглядывал, постукивал по корпусу, ничего на самом деле уже не соображая, потому что понял, что покупаем. Наконец ударили по рукам и француз сфотографировал нас на фоне лодки. Потом он заполнил договор и сказал, что нужно заплатить сразу хотя бы две тысячи. Тут вышла заминка, чековой книжки, а тем более наличных в таком количестве у нас не было. Отправляясь я не очень верил, что поездка увенчается покупкой. Тогда француз позвонил по сотовому и сказал, что если мы подъедем в Марсель в брокерскую контору “AVPYachting” к шести часам, то некто месье Николай подойдёт туда и мы сможем окончательно оформить все бумаги и заплатить кредиткой.

Так мы и сделали – договор подписали, две тысячи заплатили, оставили фотографии, копию удостоверения личности и все данные, необходимые для оформления документов. Затруднение вызвала графа национальность, которая здесь подразумевает гражданство. Немного посовещавшись, французы приняли соломоново решение, написали – резидент в Италии. Договорились также, что лодка пока будет стоять там же, как минимум до следующего лета.

Покончив с формальностями, с чувством эйфории мы отправились гулять по вечернему Марселю. Побродили по берегу гавани, потолкались среди праздной толпы в центре. В магазине купили бутылку испанского вина (потому что дешёвое) и, поскольку время шло к ночи, рванули в сторону Италии.

Главное было отъехать подальше от города. Около десяти часов вечера свернули с дороги в лес и припарковались на ночлег прямо у тропинки. Развели маленький костерок, порезали колбаски и распечатали бутылку, чтобы обмыть покупку. Вино оказалось довольно дрянным, но настроение у нас не ухудшилось. Наконец свершилось, мы стали обладателями девяти метров старого стеклопластика, за хранение которого придётся постоянно платить (и не мало), красить его, драить, шкурить и т.д. и были счастливы. И ни какой экспертизы, как советуют умные люди, всё чисто на эмоциях – посмотрели, понравилась, купили. Это как раз, как не надо делать, я об этом много раз читал. Более того, на следующий день я не мог даже вспомнить, что было и чего небыло на нашей лодке.

- Марина, а лебёдки...лебёдки там были?

- Это такие круглые штуки?

- Да.

- Были две по бортам.

- А закрутка стакселя...?

Сразу по возвращении домой я нанёс визит в банк и перевёл оставшуюся сумму за покупку. Ещё через месяц наши французские друзья сообщили, что документы готовы и я теперь являюсь полноправным владельцем судна со смешным названием “VANILLЕ 2”, что означает – «ваниль вторая».