Ветер, море, паруса

Яхты, море, парус, путешествия. Sailing, sea, travelling, cruising

2006 год. Первый выход в море. Неудавшийся отпуск.

Решено – в этом году иду в отпуск. За пол года согласовал сроки на фирме – в сентябре меня нет.

Казалось обстоятельства складываются очень удачно. Начиная с апреля я непрерывно работал, сначала в Египте, потом в Украине. И украинская стройка заканчивалась в аккурат к сентябрю. Закончили испытания, подписали все бумаги. Казалось бы с полным удовлетворением можно идти в заслуженный отпуск. Но месяца за полтора до этого к бочке мёда начали прибавляться большие ложки дёгтя. Сестра сообщила, что тяжело заболел отец. У него острая лейкемия, по простому - рак крови. Потом позвонила Марина из дома. Прихватило почки, да так сильно, что она от боли не могла пошевельнуться. Я с Украины звонил в Италию, узнавал, почему не едет скорая помощь. Потом приехали из Питера дочки, Маша с Аней. У Маши экзема  кожа трескается, руки кровоточат. Тут уже мама из больной превращается в лекаря. Уколы, перевязки...

После всех этих новостей начинаю с подозрением прислушиваться к собственному организму. Вроде всё нормально, если не считать зубной боли пару дней после лечения, да спина иногда побаливает.

Короче говоря, к отпуску никакого отпускного настроения не осталось, да и были большие сомнения, состоится ли он.

Накануне столь долгожданного дня я лежал на кровати и читал какую то книжку. На душе пусто и тревожно и завтрашний день казался нереальным. Результатом такого настроения стало то, что мы отправились забыв многое из того, что должны были бы взять.

Так или иначе мы приехали и нашли свою лодку в самом дальнем ряду на сухой площадке, среди яхт которые по много сезонов не спускаются на воду. Привычно втягиваюсь в работу и постепенно успокаиваюсь. Поменял пластиковую опору ветрогенератора на стальную, закрепил на корме кронштейн для ветрового авторулевого, купил и поставил новые аккумуляторы. Ещё перед отпуском меня попросили съездить на пять дней, с седьмого по одиннадцатое сентября, в Германию. Я согласился, с условием что билеты будут из Тулона и обратно. И вот за день перед поездкой, с лёгкой дрожью, пошел в капитанерию заказывать спуск лодки на воду.

Месье Кипорук, « Ваниль 2», записаны на двенадцатое...

Из командировки я вернулся одиннадцатого вечером. Нас теперь было трое, приехал Витя, брат Марины.

И вот настал этот день. С утра снова пришлось сходить в капитанерию оплатить спуск.

- Вы уйдёте сразу или будете стоять в марине?

- Вообще то мы хотим уйти сразу, но лучше с утра...

- Хорошо, харбор мастер укажет вам свободное место.

На парковке мужики с помощью дизельного погрузчика лихо растащили стену из лодок разного калибра и открыли нам путь к воде. Подкатили под кильблок специальный транспортёр, зацепили погрузчиком и потащили на пирс. Мы втроём потянулись сзади.

- Прямо как похоронная процессия. – подумал я и перебежал вперёд.

Дальше всё происходило как то быстро и буднично. Раскоряченный трэвел лифт наехал на нашу лодку, зацепил её широкими мягкими стропами и опустил в воду. Стропы из под днища выводят не сразу, сначала шкипер (в данном случае я) лезет внутрь и смотрит, не прибывает ли вода в трюме - всякое бывает. С замиранием сердца поднимаю пайол и немного времени спустя вижу тоненькую струйку воды стекающую со стороны моторного отсека. Открываю люк мотора, капает уплотнение вала. Лихорадочно разблокирую нажимную гайку и подтягиваю её. К счастью гайка подаётся легко и капель прекращается. Даю отмашку стропалям и вот наше судёнышко держится на воде само. Пока бегаю в магазин докупая кранцы и карты, харбор мастер определил нам место 42C на самом конце соседнего понтона. Нужно освобождать место, следующая лодка уже ждёт своей очереди. Поворачиваю ключ в замке на пульте мотора, дизель чихает несколько раз.... и не заводится. Пробую ещё и ещё, благо аккумуляторы заряжены под завязку, подкачиваю топливо вручную помпой, но теперь он даже не чихает. Катастрофа. На швартовых оттаскиваем лодку в сторону и я бегу искать кого нибудь, кто понимает в дизелях. Я даже согласен заплатить по пресловутому тарифу пятьдесят в час, лишь бы он завёлся. Возвращаюсь с французом, вооружённым разводным ключом. Тот тоже подкачивает топливо помпой, я поворачиваю ключ ....и мотор заводится.

- Чертовщина какая-то! Сколько с нас?

Француз улыбается и качает головой. Ничего не надо.

- Ну тогда мерси боку. – и мы отправляемся в наше первое плавание – на другой конец понтона. Главное никого не поцарапать

Во время этого короткого перемещения я на практике ощущаю знакомый только теоретически эффект увода кормы от вращения винта и убеждаюсь, что лодки с длинным килем действительно плохо слушаются руля на заднем ходу. Ветер дует вдоль понтонов и втиснуться кормой вперёд между двумя стоящими яхтами никак не удаётся. Устав мучать дизель, швартуемся носом к понтону. В конце концов в такой швартовке тоже есть свои преимущества.

Вечером едем в магазин закупать продукты. Получается полный багажник, сверху красуется целый свиной окорок. Заливаем баки водой. Заправки горючим в нашей марине нет, есть в гавани Тулона. Прогноз погоды на завтра – 4 балла с порывами до 5. Не очень для первого выхода, но вроде и не так серьёзно, чтобы отказываться от выхода.

Утро тринадцатого, пятница... Не самое благоприятное сочетание числа и дня недели. Но мы не суеверные. Небо серое. Дизель завёлся сразу и мы отправляемся в Тулон на заправку. Это 2,5 мили, сколько горючего в баке неизвестно, поэтому, чтобы при входе в порт не остаться без мотора, раскручиваем геную. Идём хорошо в пол ветра. Движение в гавани оживлённое, сначала приходится делать зигзаг, чтобы пропустить огромный, похожий на многоэтажку паром, направляющийся в море, а потом мы и вовсе оказались в окружении военных кораблей. Откуда они появились?

Мы очень даже прилично пришвартовались у заправки в гавани Тулона по корме у заправляющегося катера. И тут наш дизель отказался останавливаться., тархтит себе на низких оборотах и не реагирует ни на какие манипуляции. Пытаясь заглушить его, я дал немного газу, забыв поставить на нейтраль и лодка полезла носом на катер, поцарапав якорем блестящий кожух подвесного мотора. К счастью царапина оказалась неглубокая а мужики на катере не вредными. Полив водичкой на кожух они ушли не предъявив нам счетов. Отчаявшись перекрываю топливо, что категорически противопоказано делать, но наконец дизель глохнет. И только теперь соображаю, что ключ на панели управления двигателя стоит в положении OFF, поэтому дизель и не реагировал на кнопку СТОП.

Наконец выходим, теперь направляемся к выходу из бухты. Дизель засосал воздуха в систему и теперь работает с перебоями. Идём по прежнему под одним стакселем, грот лежит в своём мешке в каюте. Думаю, выйдем на простор, где никто не будет мешать, там и вооружим его. Очень большая ошибка... Выход из бухты точно против ветра, соответственно и против волны. Сразу за молом волна становится довольно ощутимой и выясняется, что под одним стакселем поворот оверштаг не получается, поэтому приходится помогать двигателем, а если он вдруг не хочет работать, делать поворот через фордевинд, и приводиться на другом галсе, теряя с таким трудом набранную высоту. О том чтобы поставить грот нет и речи, мой экипаж нервно острит и смеётся от страха при каждом порыве и крене лодки и я румпель не могу оставить не на секунду. Выходя за правый мол, по глупости прохожу слишком близко от него с наветренной стороны. Когда стали крутить поворот, дизель тянуть отказался, лодка встала носом против ветра и начала медленно дрейфовать назад. Тут уже и я испугался. Места, чтобы скрутить полный оборот через фордевинд очень мало. Посадить лодку на камни в первый же выход..., такого удара я не перенесу. С дрожью в руках перекладываю руль под ветер и нервно дёргаю газ двигателя... Серый бетон проплывает совсем рядом. Повезло.

В море волна становится ещё выше и круче. Не смотря на то что теперь идём в полный бакштаг, болтанка не уменьшается, а даже становится сильнее и рулить становится труднее.

Марина укачалась и лежит в кокпите. В каюте что-то громыхает и перекатывается, хлопает открывшаяся дверца. Я не могу бросить румпель, а мои оба матроса спустится вниз не могут, их мутит. Идём вдоль скалистого берега. Через некоторое время начинаю понимать, что не знаю где мы находимся. Нужно глянуть карту и искать порт, не могу себе представить, что будет если нас застанет темнота в море. Короче говоря, мне нужно оторваться, заставляю матросов взять румпель. Они боятся, никак не могут сообразить, куда его нужно перекладывать, чтобы держать курс. Лодку начинает бросать, она выписывает зигзаги и сидя в каюте слышу вскрики и вопли новых рулевых.

Теперь уже и без карты вижу большой залив и в нём сразу несколько марин. Не вдаваясь в подробности направляю лодку в самый наветренный угол, если там места не окажется, легче будет спуститься. Тут нужен бы мотор, но дизель совсем отказывается заводиться и откуда то капает топливо. Легли в дрейф и качка сразу же уменьшилась. Пытаясь реанимировать мотор я нанюхался солярки и в сочетании с качкой чувствую признаки тошноты. Если ещё и я свалюсь... Ветер относит нас в море. Раскручиваем геную и идём в лавировку. Едва углубились в бухту волна стала меньше, пошли веселее и лес мачт стал быстро приближаться. Перед самым входом в марину дизель смилостивился и завёлся. Мы зашли и встали у крайнего понтона, почти ничего не стукнув. Со стороны возможно выглядело прилично. Заглушив мотор, выглядываю из кокпита и вижу, как нашу лодку деловито швартует пожилая пара, а мой экипаж стоит и наблюдает. Говорили эти любезные люди по английски и оказались австралийцами из Сиднея. Их катамаран, который они арендовали, стоял рядом.

Место симпатичное, в бухте не качает, несмотря на то, что ветер не стихает и ветрогенератор работает как адская мельница. Беру документы и иду в капитанерию утрясать формальности. Девушка в офисе говорит по английски. Нас оставляют стоять у того самого понтона, где мы причалили. Не очень дорого – 22 евро в сутки. Но мы уже решили, что стоять придётся не день и не два. На завтра прогноз обещает усиление ветра, но главное, позвонила моя сестра, отец очень плох и надо ехать.

Вернулся я через неделю. Отца похоронили без меня, не успел. Настроение совсем не отпускное. Витя уже уехал, довольный тем, что больше не пришлось выходить в море. Ещё неделю мы провели на лодке переходя из порта в порт. Погода так и не наладилась, каждый день серое небо и ветер пять - шесть баллов, может это и не много, но нам было даже слишком. И только в день когда вытащили лодку на берег в своём родном уже Pin Rolland, небо расчистилось и подул лёгкий ровный бриз о котором мы мечтали. Короче говоря, первый наш круиз получился скомканным и даже впечатлений особых у меня не осталось, кроме того что моя отважная всегда жена, оказывается боится. На катамаране из байдарок по Белому морю не боится, а на девятиметровой яхте по Средиземному ей страшно. Правда в последние дни попривыкла. Ну что же, будем ждать следующего года.